Военные расходы Омана

Воды Омана

Военные расходы Омана всегда определялись доходами от нефти, но не всегда бывали пропорциональны им. Во всяком случае, Оман прибегал к внешней помощи, которая предоставлялась соседними странами, чтобы не допустить разрывов в оборонительных линиях против возможных противников. Однако такая помощь не всегда бывала регулярной и не по всем параметрам соответствовала запросам Омана. Чтобы модернизировать свои силы и увеличить в их составе современный компонент, Оман принужден был увеличивать ассигнования. В частности, если в 1979 г. военные расходы составляли всего 0,7 млрд. долл., то в середине 80-х они достигли почти 2 млрд., т.е. составляли существенный процент бюджетных расходов или 16-22% ВВП. Ситуация в финансировании обороны складывалась таким образом, что Всемирный банк в конце 80-х годов даже потребовал от оманского правительства сократить военные расходы и привести их в соответствие с доходами от нефти, чтобы избежать коллапса экономики. Экономические трудности на протяжении всех 90-х годов были определяющим фактором, который воздействовал на характер, темпы и размеры расходов на оборонные цели и заставлял ужимать траты на приобретение военной техники, боевую подготовку и другие задачи, т.е. в ущерб обороне, но в интересах экономики. Тем не менее и в рамках пятого пятилетнего плана развития (1996-2000) Оман выделил более 7,5 млрд. долл. на военные нужды и безопасность, (фактические же расходы составили более 8,7 млрд. долл.) что составляет 38% совокупных расходов по плану и лишь немногим меньше (на фоне непрекращающихся трудностей), чем ассигнования по предшествовавшему плану в размере 42% расходной части бюджета. При том, что госбюджеты Омана имеют тенденцию при любых обстоятельствах сохранять максимально высокой планку военных расходов, можно предполагать, что и новый пятилетний план будет ориентироваться на превышение достигнутых в этой области показателей. Очевидно, что приведенные цифры могут рассматриваться как предельные для национального бюджета и могут выполняться только с большим перенапряжением сил и за счет других отраслей и секторов, что может создавать серьезные сложности в механизмах накопления, инвестирования экономики и финансирования проектов развития и социальной сферы.

Второй момент, негативно воздействующий на национальную экономику, состоит в том, что в составе населения перманентно более половины приходится на подростковые и юношеские возрастные группы до 15 лет, что создает колоссальное давление на госресурсы во всех их видах. Это порождает мощный иждивенческий фактор, буквально подминающий местное общество на двух направлениях: создание приемлемых социальных условий для детей и обеспечение работой тех, кто переходит в старшие возрастные группы. Ежегодно население увеличивается на 50 тыс. жителей, но в более отдаленный период темпы прироста еще более увеличатся. Ситуация может стать катастрофичной на фоне экономических трудностей и невозможности повлиять на темпы рождаемости в условиях ислама, поощряющего деторождение в интересах утверждения религии. Ожидается, что к 2020 г. население Омана возрастет вдвое и достигнет 2,7 млн. человек. Очевидно, что содержание таких масс людей на ограниченно пригодных для проживания площадях и при ограниченных возможностях обеспечения их занятости может рассматриваться как драматическое испытание национального масштаба с неясными социальными и экономическими последствиями.

Тем более, что план на 1996-2000 годы предусматривал выделение на нужды развития всего только треть той суммы, которая направлялась на эти цели в предшествовавшем плане. Между тем еще в 1995 г. Всемирный банк предупреждал о необходимости «жить по средствам», поскольку в экономике стали превалировать тенденции, связанные с ростом бюджетного дефицита и внешней задолженности и снижением уровня накоплений, спадом инвестиционной активности.

Противодействие двум означенным факторам заложено в программу действий оманского кабинета как совершенно неотложное дело. Ведь страна должна иметь возможность и время накопить своего рода «переходный потенциал» для того, чтобы спокойно встретить начало постнефтяной эпохи. По некоторым прикидкам, имеющихся запасов жидких углеводородов в стране хватит еще на 17-20 лет. Кроме того, оманская нефть не столь легко достается, как скажем, в Саудовской Аравии или Иране. Добыча ее и транспортировка к побережью обходится в среднем в 5-6 долл. за 1 баррель, тогда как в Кувейте, например, эти же операции стоят в 1-2 долл. По примерным расчетам, до своего полного исчерпания нефть может принести Оману к 2013 г. 70-80 млрд. долл. (в ценах 1995 г.). В расчете на год это не столь большая сумма, как может показаться с первого взгляда, и трудно надеяться на то, что она увеличится. В любом случае уместно ожидать, что Оману придется существенно сокращать амбициозные планы в военном и гражданском строительстве, поскольку даже простое поддержание привычных стандартов жизни и быта может оказаться непосильной задачей в условиях, когда мировой прогресс будет нарастать, а доходы Омана снижаться и стремиться к минимальным величинам.

В связи с этим можно предположить, что в будущем Оман ожидает трудная эпоха, несмотря на сегодняшние зримые свидетельства приобщения к современным техническим достижениям западной цивилизации, создавшим комфортные условия существования для населения страны. Однако период накопления этих свидетельств близок к завершению, а на повестку дня становятся другие вопросы, связанные, в первую очередь, с проявлениям экономической недостаточности и ухудшением финансового положения. Во всяком случае, такие тенденции – не новость для Омана. Еще в 1993 г. Всемирный банк отмечал появление негативных факторов в местной экономике, связанных с тем, что государство хронически не способно найти баланс между доходами и расходами бюджета. Достаточно указать, что Оман фактически постоянно находится в состоянии финансовой нестабильности, проявляющейся начиная с 1981 г. в дефицитах бюджета, что влечет за собой сокращение поступлений в резервный фонд государства, сказывается на внутренних накоплениях и иностранных инвестициях.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: