Особенности экономики Омана

Особенности экономики Омана

Особенности экономики Омана – обилие дешевой энергии, сравнительно большие инвестиционные возможности и дефицит местных трудовых ресурсов – диктуют стране определенный профиль промышленного развития: энерго- и капиталоемкий, но трудосберегающий. Хотя эта стратегия не всегда четко зафиксирована в официальных документах, она достаточно ясно прослеживается в узкой специализации страны и сосредоточенности на нефтехимии, нефте- и газопереработке. Объективно, с самого начала вся промышленная стратегия Омана стала экспорториентированной.

Вместе с тем стремление в наиболее сжатые сроки ликвидировать историческую отсталость, целиком опираясь на доходы от нефтегазового сектора, имеет и ряд негативных последствий. В частности, растет зависимость страны от промышленно развитых государств при поставках машин, оборудования и современной технологии, увеличивается и импорт продовольствия, возникают диспропорции во всем воспроизводственном механизме. Необходимо также отметить, что крупные вложения в развитие экономики сопровождаются сравнительно низкой эффективностью инвестиций, что связано с общим невысоким «стартовым уровнем» хозяйства страны, узким внутренним рынком, который ограничивает оптимальные размеры капиталоемких предприятий и загрузку их мощностей, с ошибками и просчетами в составлении и реализации планов, слабостью управления и организации производства.

Тем не менее, можно сказать, что в Омане к концу XX в. была создана материальная база для дальнейшего хозяйственного развития: заложены основы национальной промышленно-энергети-ческой базы, практически закончено формирование необходимой инфраструктуры, построены специальные промышленные зоны, где сконцентрированы предприятия не только государственного сектора, но и частного, который пользуется здесь рядом привилегий. В стране усовершенствованы системы налоговых и таможенных ограничений и льгот, налажен порядок субсидирования и кредита, промышленное развитие поставлено на плановую основу, отвечают современным требованиям просвещение и здравоохранение. К тому же государство берет на себя финансирование наиболее крупных капиталоемких проектов индустриального развития.

Начало этому процессу было положено султаном Кабусом, который своим указом разделил бюджеты двора и государства, а уже в 1971 г. был подготовлен первый госбюджет. Это позволило упорядочить финансовые потоки, нормализовать процессы накопления и потребления, оздоровить финансы и всю систему обращения в целом.

Другим важным моментом оптимизации хозяйственного развития стало внедрение в сферу экономической деятельности элементов государственного планирования. Первый такой план, рассчитанный на пятилетний срок, был введен в действие в 1976 г. и носил характер предварительных наметок для модернизации экономического базиса и имел силу как индикативный, а не директивный документ. Основное внимание план уделял созданию объектов инфраструктуры, в частности, строительству электростанций, дорог, зданий для различных государственных учреждений и т.п.

Во втором пятилетнем плане (1981-1985 гг.) предпочтение отдавалось также развитию инфраструктуры, модернизации экономики, повышению жизненного уровня населения. Значительные для Омана средства были затрачены на развитие водных ресурсов и региональных объектов.

Третий пятилетний план (на 1986-1990 гг.) осуществлялся в период серьезного спада цен на нефть на мировом рынке, что заставило Оман пересмотреть многие ранее поставленные планом цели. Поэтому основные усилия государства были сосредоточены на завершении строительства объектов, начатых в предыдущий период. Кроме того, государство смогло укрепить свою налоговую систему.

Отличительной чертой четвертого плана (на 1991-1995 гг.) стало вложение государственных средств в развитие частного сектора. До 60% капиталовложений было направлено в провинции, которые по предыдущему плану получили лишь 34% текущих инвестиций. Получил развитие в этот период процесс «оманизации», в результате чего коренные жители составили 36% всей рабочей силы страны. В июне 1995 г. в Маскате была проведена конференция «Оман 2020», в ходе которой был представлен не только пятый план социально-экономического развития страны, но и даны ориентиры развития Омана на ближайшие 25 лет.

Новый план заметно отличался от других тем, что в нем государство весьма четко определяло рамки участия частного сектора в социально-экономическом развитии Омана. Прежде всего были обозначены приоритеты обоих секторов. Так, частному сектору помимо таких традиционных для него отраслей, как розничная торговля или пищевая промышленность, были отведены такие отрасли, как банковское дело, страхование, туризм, обеспечение населения электроэнергией. При этом, стремясь избежать конкуренции между общественным и частным секторами, государство утвердило список предприятий и объектов в различных отраслях экономики, подлежащих приватизации. Кроме того, государство в рамках плана было намерено привлечь один миллиард риалов частных инвестиций.

Помимо этого, с целью ограничения деятельности иностранного капитала, был установлен 49%-ый предел его участия в оманских фирмах и компаниях. 65% иностранного участия допускалось лишь в сфере инфраструктурных объектов, финансируемых государством.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: