Султанат Оман – новое название Омана

Султанат Оман – новое название Омана

Одним из первых важных шагов нового султана стало объявление 9 августа 1970 г. об изменении прежнего названия страны на новое – «Султанат Оман«. Тем самым султан Кабус четко заявил о своем намерении покончить с исторически сложившимся делением страны на приморскую и внутренние части.

Султан сразу же взял курс на укрепление своих позиций. Прежде всего была начата чистка административных органов от коррумпированных элементов, с тем чтобы создать администрацию, которая была бы способна обеспечить в стране политическую стабильность. Наряду с этим проводились социальные мероприятия, призванные ослабить глубокое недовольство широких народных масс. Многие высокопоставленные чиновники были уволены, и 8 августа 1970 г. султан Кабус сформировал новый кабинет министров во главе со своим дядей Тариком бин Теймуром. В период отсутствия главы государства руководство правительством возлагалось на так называемый Временный совет из числа лиц, наиболее приближенных к султану. Показательно, что в этот руководящий орган вошли английские чиновники, занявшие ключевые посты в султанской администрации, в частности, председателем Совета был назначен английский офицер Хью Олдмен, занимавший пост министра обороны. Одновременно начали расширяться внешнеполитические связи с США, Саудовской Аравией и Ираном.

В начале 1971 г., стремясь выйти из состояния внешнеполитической изоляции, Кабус бин Саид нанес визиты руководителям ряда консервативных арабских режимов, добиваясь от них политической поддержки и удовлетворения просьбы о принятии султаната в ЛАГ. В декабре 1971 г. он посетил Эр-Рияд, после чего саудовцы полностью стали на его сторону, прервав прежние отношения с Галибом бин Али и другими сторонниками имамата.

Султан декларировал в своих официальных заявлениях приверженность идеям панарабизма и панисламизма, заявляя о солидарности с борьбой арабских народов против израильской агрессии, за предоставление арабскому народу Палестины его законных национальных прав. 29 сентября 1971 г. при содействии ряда арабских режимов Султанат Оман был принят в члены ЛАГ, а 7 октября стал членом ООН.

Особенно успешно в этот период складывались отношения султана Кабуса с шахом Ирана, который изъявил готовность взять на себя функции по «поддержанию порядка» в Персидском заливе. В октябре 1971 г. султан посетил Иран, где достиг принципиальной договоренности о координации усилий обеих стран по обеспечению «стабильности» в Персидском заливе. На деле это означало, что, добившись укрепления позиций страны на международной арене, султан обрел союзника в деле подавления движения в Дофаре, которое угрожало внутриполитической устойчивости Омана.

23 декабря 1973 г. 3 тыс. иранских парашютистов предприняли совместное наступление в Дофаре. В начале января 1974 г. им удалось захватить важный стратегический пункт – порт Рахьют.

Планируя проведение новых наступательных операций, Кабус бин Саид стал реорганизовывать свою армию и наращивать ее численность. В первые пять лет правления нового султана военные расходы Омана в среднем достигали 47% бюджетных ассигнований. За это же время численность регулярных султанских войск, которые на 70% состояли из белуджей, возросла в 3 раза, составив в 1975 г. около 12 тыс. человек.

Стремясь окончательно подавить повстанческое движение, султан Кабус обратился к иранскому шаху с просьбой активизировать военные действия против повстанцев. Мятежники оказывали ожесточенное сопротивление ирано-маскатским войскам в Дофаре, однако силы были неравны. Часть отрядов повстанцев вынуждена была уйти в горные районы. Некоторые дофарские жители, спасаясь от преследования, переселились на территорию Демократического Йемена.

В декабре 1975 г. султан объявил о подавлении движения в Дофаре, а в 1976 г. с помощью Саудовской Аравии было подписано соглашение о прекращении огня, а затем – объявлена амнистия тем повстанцам, которые покинули ряды Фронта освобождения. В январе 1977 г. Иран начал вывод своих войск из Омана, а в 1979 г., отмеченном свержением иранского шаха, в Дофаре вновь вспыхнули волнения и некоторые из отрядов Фронта взялись за оружие. Такая нестабильная обстановка в Дофаре длилась еще два года, что вынудило султана Кабуса в январе 1981 г. закрыть границу с НДРЙ, которая, по некоторым сведениям, оказывала помощь повстанцам. Лишь в октябре 1982 г. при посредничестве Кувейта и ОАЭ Оман и НДРЙ восстановили дипломатические отношения, что сразу же сказалось на деятельности Фронта, который, лишившись поддержки из вне, практически прекратил свою активность.

Учитывая внутриполитическую зыбкость, связанную с проблемой Дофара, оманские власти, естественно, стремились опереться в решении проблемы на содействие развитых государств. Поэтому понятно стремление Омана укрепить отношения с ними в целях модернизации своих вооруженных сил. К тому же, антишахская революция лишила Оман военной поддержки со стороны Ирана. Поэтому Маскат в конце 1979 г. выдвинул Проект поддержания безопасности в районе Залива, который предусматривал для этого создание специальной системы с участием США, Англии и ФРГ. Расходы по осуществлению плана должны были взять на себя все нефтедобывающие страны Персидского залива.

Не получив их поддержки, Оман обратился к США, в результате чего в июне 1980 г. между обеими странами было подписано соглашение, по которому США получили право пользоваться военными базами на территории Омана, в частности базами ВВС в Эс-Сибе (близ Маската), Тамриде, на о-ве Масира и пунктами базирования ВМС в Маскате и Хасабаде. Американская сторона взяла на себя обязательство поставлять Оману вооружение.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: