Турки бин Саид

Турки бин Саид

Турки бин Саид был весьма беспокойным человеком с выраженными функциями лидера, которые он пытался проявить на разных постах. Он, как говорилось, побывал губернатором Сохара, восставал против своего брата Сувайни и племянника Салима, несколько раз бывал посажен в тюрьму, жил в изгнании в Бомбее, и по этой причине ненавидел власть предержащих и вынашивал мысль о сокрушении имамата .

Добившись своего, он тем не менее не стал абсолютным победителем, поскольку обрел власть только на побережье Эль-Баттыны от Маската до Сохара. К тому же хозяйственная жизнь на этой территории оказалась запущенной, бюджетная подпитка ее оказалась ослабленной из-за сокращения работорговли, ухудшения условий для ремесленного производства, оттока товаропроизводителей в ряды султанского войска. Немедленным результатом такого положения стало формирование внутренних оппозиционных сил, которые на всем протяжении правления султана Турки проверяли его на прочность и выживаемость. Маскат несколько раз в 1874, 1877 и 1883 годах подвергался нападениям ибадистских сил. Турки с трудом выдерживал военное давление и несколько воспрянул духом только тогда, когда англичане в 1873 г. помогли с получением субсидии из Занзибара и оказали военную поддержку для подавления внутренних беспорядков.

Тяготы правления в условиях бесконечных провокаций и вызовов обессилили Турки, который к 1875 г. одряхлел и потерял вкус к власти настолько, что высказал желание отказаться от нее. Англичане, весьма продвинувшиеся в установлении своей опеки над Маскатом за годы правления Турки, не желали рисковать завоеванными позициями и рекомендовали своему протеже уйти на временный покой, предоставив вершить дела регенту, который не замедлил воспользоваться представившейся возможностью и узурпировал власть. Отдохнувший Турки был вынужден отбивать свою столицу силой зимой 1875 г., а чтобы закрепить свое положение правителя, был принужден разбить с помощью англичан Хинауи, восставших против него в 1877 г.

Важным успехом Турки было установление прямого контроля над Дофаром, местные правители которого постоянно ускользали из-под опеки центральной власти. Хотя Саид бин Султан еще в 1829 г. захватил Саляль, связи между Маскатом и Дофаром издавна были минимальными и непрочными. Даже несмотря на то, что династия Аль Бу Саид всегда стремилась не выпускать этот район из поля зрения и заботилась о том, чтобы оттуда поступали свидетельства покорности и подтверждения желания сотрудничать.

Тем не менее в один из дней 1876 г. Турки получил неожиданный сюрприз в виде письма от сейида Фадля бин Аляуи аль-Хусэй-ни, в котором этот последний претендовал на пост губернатора Дофара от лица Османской империи. Этот деятель пытался тем самым поправить свои дела и заручиться поддержкой любого, кто откликнулся бы на его предложение.

Судьба этого человека была весьма интересной. Он происходил из арабов, которые осели на Малабарском побережье Индии и взяли в жены местных женщин. Со временем обрел славу святого и стал выдавать себя за потомка Пророка Мухаммада. Однако одной святостью он не удовлетворился и приступил к активной политической деятельности, за что и был выдворен из Индии в 1852 г. Переехав в Мекку, он затем осел окончательно в Саляле и заручился там поддержкой таких племен, как Махра, Кара и некоторых представителей Аль-Катир.

К моменту написания упомянутого выше послания его роль в Дофаре стала ослабевать. Сооружение форта в Саляле и взимание больших налогов обеспокоили Кара, которые и попытались умерить его пыл. В ответ Фадль предпринял шаги для мобилизации своих союзников в Йемене и Хиджазе, но без особого успеха. Этим немедля воспользовались его недруги. При помощи Турки племя Аль-Катир восстало против Фадля и изгнало его. Сразу после этого Турки назначил своего наместника (вали) провинции, чтобы тот обеспечил полный контроль над Дофаром.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: