Военная активность правителя Омана

Военная активность правителя Омана

Большая политическая и военная активность правителя Омана обеспечила длительное существование Оманской империи, хотя этот термин следует, видимо, воспринимать как в достаточной мере условный. Это связано с тем, что у Омана все-таки было немного соперников по соседству, способных противостоять ему на морских и сухопутных коммуникациях в то время. Чтобы удерживать завоеванные территории, оказалось достаточным иметь армию в 6,5 тысячи человек и флот из пятнадцати судов. Такое стало возможным в условиях исключительно низкого уровня развития производительных сил, слабой государственности, наличия больших плохо заселенных пространств и удаленности Аравии от крупных центров капитализма, которые еще не вступили в борьбу за передел мира, а оказали свое влияние и процессы периферийного характера, проходившие в этих краях, только начинавших к тому времени привлекать постоянное и пристальное внимание со стороны крупных европейских держав. Оману удавалось сохранять независимость при жизни Сейида Саида, скончавшегося в 1856 г. Но период его правления был преддверием крупных изменений в статусе и характере развития Омана, который существовал в сложной обстановке внутренних неурядиц, при нестабильном хозяйстве и в условиях нарастающего иностранного коммерческого и финансового присутствия.

Эти факторы оказались решающими после смерти Сейида Саида, впоследствии названного Великим. Их совокупное действие, усугубленное разногласиями в правящей семье и угрозами со стороны ваххабитов, привело к резкому обострению обстановки в Маскате, где заволновались представители разных кругов, имевших отношение к власти и способных воздействовать на нее.

Империя оказалась разделенной на две части между наследниками Сейида Саида, к чему приложили руку и бдительные англичане, испокон следовавшие принципу «разделяй и властвуй». Благодаря удачному посредничеству, Сувайни бин Саид остался на правлении в Маскате, а его брат Маджид воссел на трон в Занзибаре. Таким образом образовались два независимых султаната. В порядке компенсации за отказ от претензий на более благополучный Занзибар Сувайни должен был получать ежегодно сорок тысяч талеров Марии Терезии. Эти деньги имели решающее значение для оманских правителей в обстановке, когда объемы торговли резко сократились после 1860 г. и, соответственно, упали доходы от нее в виде пошлин и налогов. Это вызвало мощное ухудшение хозяйственной ситуации в Омане, что негативно сказалось на внутриполитическом положении и вызвало брожение в религиозных и иных кругах, определявших идеологию власти, принципы организации общества, порядок престолонаследования и т.п. В целом, потеря Занзибара, бывшего центром работорговли и прибыльного производства специй, и снижение уровня благосостояния в Маскате оказали депрессивное влияние на все общество, что подтолкнуло поиск путей для выхода из кризиса, облеченный, естественно, в религиозные формы, и привело, в частности, к возобновлению движения за возрождение ибадитского имамата.

Вся ситуация осложнялась тем, что в Омане начались междоусобицы, в связи с намерением правителя улучшить положение за счет расширения жизненного пространства и обретения новых источников доходов. На деле же это привело к новым потрясениям и еще более ухудшило условия для торговли и производства.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: