
Вторая мировая война резко повысила потребность в жидком топливе. Его удельный вес в мировом энергетическом балансе к 1945г. достиг 25%. Добыча нефти в капиталистическом мире увеличилась с 247 млн.т в 1939г. до 349 млн.т в 1945г. Доля Ближнего и Среднего Востока (преимущественно Ирака и Ирана) в мировой добыче поднялась за эти годы с 6 до 10%, а мощность нефтеперерабатывающей промышленности этого района к концу войны составила 39,4 млн.т (против 20,5 млн.т в 1939г.). Все это обострило межимпериалистическую борьбу за источники нефти на Ближнем и Среднем Востоке. Поскольку в период войны финансово–экономическое могущество нефтяных монополий США резко выросло, а позиции англо–голландской группы заметно ослабли, под контролем США оказалось 30% добычи ближневосточной нефти (против 12% в 1936г.). Все это имело самое непосредственное отношение к экономической и политической жизни шейхств Южной и Восточной Аравии в военный период.
Персидский залив явился тем районом, где особенно остро проявились противоречия конкурировавших монополий Англии и США. Хотя вскоре после начала второй мировой войны разведка на нефть в Кувейте, на Бахрейне, в Катаре и Договорном Омане была прекращена, интерес английских и американских нефтяных монополий к этим странам отнюдь не угас. В борьбу за достижение господствующего положения там включились созданный в 1939г. могущественный нефтяной трест “Арабиен–америкэн ойл компани” (АРАМКО), с одной стороны, и “Бритиш петролеум компани”, – с другой. Большую помощь американской группе оказало “Командование Персидского залива”, в составе которого, как впоследствии стало известно, были многочисленные представители американских деловых кругов, вооруженные не столько боевой техникой, сколько пачками долларов. Результаты активной деятельности американских нефтяных дельцов сразу же после окончания второй мировой войны оказали большое влияние на социально–экономические и политические процессы в княжествах Восточной и Южной Аравии в течение всего послевоенного периода там стала быстро развиваться добыча нефти. Западные монополии, прибравшие к рукам все нефтяные месторождения Южной и Восточной Аравии, объективно способствовали коренным изменениям в экономике стран региона: вместе с ростом нефтедобывающей промышленности там стали возникать предприятия, призванные обслуживать промыслы; одновременно с этим приходили в упадок традиционные отрасли экономики.
В Договорном Омане, как и на всем Аравийском полуострове, усилился процесс превращения натурального хозяйства в товарное и приобщения экономики местных шейхств и султанатов к мировому капиталистическому рынку. Быстро усиливалась и тенденция выбора независимого пути развития. Хотя раздробленность этого района на мелкие шейхства и султанаты мешала возникновению единого федеративного государства, английские колонизаторы уже не могли чувствовать себя там достаточно спокойно и уверенно.
Их положение сильно осложнилось еще и в результате конкуренции американских нефтяных монополий, претендовавших, в частности, на территориальные воды Договорного Омана.
Добиваясь концессий в Договорном Омане, США прибегли к помощи Саудовской Аравии. Не случайно именно в это время эмир Фейсал потребовал пересмотра границ между Договорным Оманом и Саудовской Аравией, доказывая права последней на девять мелких островов в Персидском заливе. Со своей стороны и англичане пытались укрепить свое влияние на местных правителей, вмешиваясь в пограничные инциденты и территориальные споры (например, между Договорным Оманом и Катаром, а также между Договорным Оманом и Маскатом).
В начале 50–х годов конкурентная борьба между нефтяными монополиями Англии и США из–за Договорного Омана достигла апогея, но они проиграли: концессию на прибрежные воды в 1953г. совместно получили АИНК и “Компани франсэз депетроль”.
Британская колониальная администрация (ее центр находился в Шардже) приняла меры для удержания политического влияния. Была срочно пересмотрена дислокация британских вооруженных сил в этом районе. Начались работы по расширению военно–воздушной базы в окрестностях Шарджи. В 1951г. впервые в истории Договорного Омана в султанате Шарджа были созданы отряды регулярной армии, в обязанности которой вошли меры по охране “общественного порядка”. Официально командующим был объявлен пришедший к власти в том же году султан Сакр бен Султан аль–Касими, однако фактически эта армия была подчинена британской политической администрации.
Вторая мировая война подорвала устои чрезвычайно хрупкого мира между Маскатом и Оманом, заложенные Сибским договором 1920г.
Одной из основных причин напряженного внутриполитического положения в султанате Маскат и имамате Оман явилась попытка США подорвать там господствующее положение Англии.
Американские монополии уже в первые послевоенные годы приняли все меры, для того чтобы прорваться в “Петролеум девелопмент оф Оман” своей дочерней организации “Ирак петролеум компани”. С одной стороны, США пытались путем подкупа наиболее влиятельных представителей правящих кругов Маската и Омана заручиться их поддержкой, с другой – стремились проникать во внутренние районы, где фактическая власть находилась в руках вождей племен.
В центре внимания Вашингтона в то время оказались Дофар – фактически независимый район Омана, расположенный на юго–востоке страны, на побережье Аравийского моря, население которого отказывалось признавать чью бы то ни было власть (а на Дофар претендовали король Саудовской Аравии, имам Омана и султан Маската), – и оазис Бурайми, находящийся на границе между Маскатом и Саудовской Аравией; несколько селений этого оазиса (всего их там было девять) подчинялись султану Маската, остальные – правителю Абу–Даби (Договорный Оман).