Эмираты между двумя мировыми войнами

Эмираты между двумя мировыми войнами

С началом первой мировой войны Турция официально объявила о своем нейтралитете, но слухи о заключении секретного военного союза с Германией послужили для Англии поводом для интенсивного наращивания военных сил в районе Персидского залива.

В самом конце октября 1914г., в день вступления Турции в войну, глава британской политической администрации в районе Персидского залива П.Кокс по поручению, переданному из Дели, обратился со специальным посланием “ко всем арабским правителям и шейхам Персидского залива”, в котором он заверил их, что Англия обеспечит арабам незыблемость религиозных и политических свобод, если они сохранят спокойствие, порядок и лояльность. Послание сыграло свою роль: шейхства Восточной Аравии отказали Турции в поддержке. Это дало возможность британскому командованию 1 ноября 1914г. начать в районе Персидского залива военные действия против Турции.

Превращение района Персидского залива в один из фронтов первой мировой войны существенным образом повлияло на судьбу шейхств Восточной Аравии. Задачи Англии на Ближнем и Среднем Востоке, в том числе в районе Персидского залива, далеко не исчерпывались обороной подступов к Индии, как это утверждают многие английские историки. Британская стратегия на азиатских театрах военных действий носила активный, наступательный характер, хотя Восточной Аравии отводилась роль тыла британских вооруженных сил. Были приняты серьезные меры по укреплению этого тыла. В Маскат, Договорный Оман и Бахрейн направлялись дополнительные воинские подразделения, проводились работы по расширению ранее созданных здесь военных баз. Британская военщина взяла “под охрану” нейтралитет шейхств Восточной Аравии; британская политическая резидентура в районе Персидского залива установила строгий надзор за выполнением ими всех норм “союзных отношений”.

В 1911–1912гг. Англии удалось склонить правителей мелких княжеств Договорного Омана к подписанию ряда дополнительных соглашений, которые, подтверждая основные статьи прежних неравноправных договоров о дружбе и сотрудничестве, содержали положения, укрепившие монопольные позиции англичан в этом районе. Согласно англо–турецкой конвенции, подписанной 29 июля 1913г., Порта фактически отказалась от претензий на Договорный Оман, Катар, Бахрейн, а Кувейт признала “автономным уездом” Османской империи, и все это только за формальное обязательство Англии не нарушать статус–кво в районе Персидского залива. После этой крупной победы британской дипломатии Англия начала новое наступление на турецкие позиции в Аравии.

Ее объектом стала южная окраина Аравийского полуострова, где существовала британская военная база в колонии Аден. Стремясь обезопасить ее путем создания вокруг Адена буферной территории, Англия навязала местным властителям серию соглашений “о дружбе и сотрудничестве”, в результате чего к 1914г. в Южной Аравии возник протекторат Аден (несколько позднее расчлененный на Западный и Восточный).

Первая мировая война предоставила Лондону ничем не ограниченные возможности военного вмешательства в дела шейхств Южной и Восточной Аравии, что естественно вызвало их недовольство.

В прибрежных районах население открыто выступало против политики местных шейхов и султанов, действовавших по указке английских “советников”. Внутри протекторатов, где власть британских колонизаторов всегда была номинальной, племена склонялись к объединению с ваххабитами Центральной Аравии, которые под руководством Ибн Сауда боролись за независимость и создание централизованного государства.

В результате в ряде районов Договорного Омана возникла тяжелая для англичан обстановка. В шейхстве Бурайми, например, “опека” Англии перестала признаваться даже представителями родоплеменной верхушки, зато Ибн Сауду исправно выплачивались налоги.

В целом первая мировая война прогремела где–то вдали от эмиратов, затронув их скорее опосредственно, что свидетельствовало об относительной слабости национально–освободительного движения в регионе.