Из этого, однако, не следует вывод, что поднявшийся па борьбу против тирании народ может достичь буквально всего. Каким бы он ни был сильным и бесстрашным, он не может преодолеть границы, в которые заключило революцию политическое руководство, или принудить последнее к осуществлению тех социальных идеалов равенства и справедливости, которые еще неясны самому этому народу. Когда городской люд, рабочие, ремесленники, торговцы, служащие и другие трудящиеся выступали за «справедливый исламский строй», все они хотели социальных преобразований. Одни выступали за радикальные социальные преобразования, другие, как, например, люди базара, желали реформ, которые улучшили бы их положение, но для всех участников революции — кроме определенных слоев буржуазии — в лозунге «справедливого исламского строя» заключалась идея общественного преобразования, представляемого каждым слоем посвоему. Именно этим своим всеобъемлющим характером, своей неясностью, своей размытостью данный лозунг и был силен. Но когда обнаружилось, что свержение шаха и выход изпод американского контроля сами по себе не принесли не только «рая на земле», но п серьезного общественного переустройства, тогда пути различных классов и социальных прослоек разошлись, и революционное настроение, владевшее массами, резко пошло на убыль.
Аятолла Хомейни стал центральной фигурой революции, ее символом, ее вождем, в частности, и потому, что он оказался приемлемой фигурой и для тех, кто желал глубоких социальных преобразований, и для тех, кто не желал идти дальше свержения шаха. С одной стороны, аятолла Хоыейни — человек, не желавший идти на комп
ромисс с шахским режимом ни при каких обстоятельствах. Это привлекало к нему угнетенных и эксплуатируемых, которые сами были настроены имепно таким образом и видели в Хомейни борца за свои собственные устремления, идеалы. В «справедливом исламском строе», о котором говорил Хомейни, люди видели воплощение их собственных представлений об обществе равенства и справедливости. В то же время имам с самого начала был не только человеком революции, но и человеком «порядка»: он выступал против шахского режима, но отнюдь не против неравного распределения собственности и власти; он выступал за развертывание самого широкого народного движения, но под руководством улемов и мулл, являвшихся как бы гарантами «безопасности жизни и собственности». Поэтому Хомейни с его бескомпромиссностью и последовательностью, с его неуступчивостью по отношению к шахскому строю, с его уверенностью в правоте своего дела и, наряду с этим, с его традиционностью, с его стремлением сохранить освященный веками порядок стал не только приемлемой фигурой, но и желанным вождем для самых разнообразных социальных слоев, участвовавших в революции.