Иногда в литературе встречаются утверждения, что иранская революция не была исламской Бели термин «исламская революция» связывать с отрицанием того несомненного факта, что в Иране, как и во всех странах мира, имеет место классовая борьба и что наиболее последовательным выражением этой борьбы является революция, то иранскую революцию действительно не следует называть исламской. Но это было бы очень странное и неправомерное толкование данного термина.
Иранская революция была не чем иным, как наивысшим обострением классовой борьбы, но вместе с тем, как нам представляется, термин «исламская революция» вполне применим к тому, что произошло в Иране. Интегрирующей идеологией революции был ислам; политическое руководство ею осуществляло шиитское духовенство; лозунгом революции был «справедливый исламский строй»; главной организационной ячейкой, где массы проходили идеологическую и политическую подготовку в антирежимном духе, была мечеть; политические организации буржуазии открыто признавали гегемонию духовенства — все это дает основания к тому, чтобы считать: в Иране произошла «исламская революция». Но толковать этот термин так, будто революция привела к установлению в Иране того строя, который предначертан и исламе, абсолютно неправомерно. Было бы неправильно и необоснованно называть иранскую революцию буржуазной.
Развитие Ирана по буржуазному пути отнюдь не ускорено в результате этой революции, буржуазия отнюдь не пришла к политической власти, да она и не осуществляла политического руководства революцией. Кроме того, идеология революции содержала на массовом уровне гораздо более мощный социальный заряд, гораздо более явный порыв к социальным изменениям, к переустройству общества, чем это бывало в буржуазных революциях прошлого. Слишком могучей силой был рабочий класс Ирана, чтобы революция в этой стране не явилась результатом социальных чаяний парода (другое дело, что они оказались неосуществленными, но ведь это не первая революция, в которой так произошло). Если же мы назовем иранскую революцию просто антимонархической и антиимпериалистической, то мы не скажем ровно ничего, кроме того, что бросается в глаза,— то, что эта революция была направлена против шаха, империализма; это знали все, и ее участники в том числе.