Религиозные лидеры широко использовали находившуюся в их распоряжении технику. Выступления и послания имама записывались па пленку и потом прослушивались; десятки тысяч священнослужителей и их помощников при организации демонстраций и шествий пользовались мегафонамиусилителями, которых у них было видимоневидимо, словно мегафопусилптель являлся частью их обычного снаряжения. Иранская революция — революция массовая, яростная, неудержимая. Но она также революция организованная. Иначе политическому руководству не удалось бы столь эффективно затормозить ее. Эта революция была одновременно и яростной, массовой, и руководимой, контролируемой. Единственное, хотя и чрезвычайно важное, исключение составили дни с 9 по 12 февраля 1979 г.; но и здесь следует учесть, что, хотя массы в те дни фактически вышли изпод контроля духовенства, они, как это следует из их лозунгов и из их поведения в целом тогда, совершенно не сомневались в полном соответствии их действий указаниям духовенства. Одно из проявлений политической зоркости Хомейни как раз состояло в отсутствии с его стороны попыток мешать восстанию, начавшемуся без его участия. Это также в большой степени способствовало тому, что власть в результате восстания сразу же перешла к Хомейни.
Иранская революция пробудила к жизни политическую самодеятельность масс. В ходе революции, особенно в январе — феврале 1979 г., бурно возникали массовые организации, и при этом далеко не все они находились под непосредственным контролем духовенства. Появлявшиеся под разными названиями комитеты охраны общественного порядка в основном действовала под контролем местных мулл; то же следует сказать о «мусульманских кооперативах», «мусульманских центрах снабжения», создававшихся во многих городах, в том числе и в Тегеране. Но имелись многочисленные организации интеллигенции — преподавателей и студентов университетов, журналистов и писателей, врачей и аптекарей и т. д. В ходе революции рабочие разгоняли «раболепные профсоюзы» и создавали свои, становившиеся подлинными органами классовой борьбы; рабочие стремились организовать профсоюзное движение в отраслевом и межотраслевом масштабах, а затем и в масштабе всего Ирана. Возникали и формы рабочего самоуправления, когда рабочие брали под свой контроль целые крупные предприятия. Все это двигало революцию вперед, придавало ей еще больший размах. Недаром сразу после победы революции революционнодемократические силы стали призывать массы развивать свою политическую самодеятельность, самоуправление. Духовенство же всячески препятствовало этому, ибо понимало, что может удержать ход событий под своим контролем только в том случае, если организации масс будут действовать в тесном контакте с муллами. Так получилось с вооруженными отрядами, которые вскоре после февральскою переворота были почти все или рассеяны, или загнаны в подполье, или обезоружены, или втянуты в контролируемый духовенством «корпус стражей исламской революции».