Была в иранской революции еще одна черта, о которой мы, впрочем, писали выше,— к отступнику, человеку, предавшему свою религию и отвергшему ее нормы, ощущается большая ненависть, чем к чужаку. Чтото — и очень многое! — от этого отношения было в чувствах, испытывавшихся Хомейни к шахской власти, к «этому подлому режиму на мусульманской земле».
Таким образом, чтобы объяснить, почему в Иране произошла революция и почему она приняла такой яростный характер, мало обратить внимание на то, что шахский режим был порочен и жестоко угнетал народные массы. Нужно еще принять во внимание изложенные выше обстоятельства. Более того, революции происходят не оттого, что какойлибо режим нехорош, или, вернее, не только изза этого. Необходимо еще, чтобы массы поняли: этот режим не имеет права на существование, он есть противоестественный режим, который далее терпеть нельзя и который — это обстоятельство тоже очень важно! — можно свергнуть.
Вместе с тем при всем своеобразии иранской революции ей присущи некоторые фундаментальные, а иногда и частные черты, сближавшие ее с революциями прошлого. Потрясающее сходство с революциями в других странах, в частности в Европе, можно увидеть, например, в самой «механике» иранской революции.
Так, во всех революциях прошлого, какими бы они ни были по своему характеру, всегда возникали фигуры, старавшиеся как бы находиться над полем битвы или даже между враждующими сторонами. При этом, как правило, оказывалось, что, несмотря на свои личные убеждения и принципы, несмотря на глубокое и, быть может, искреннее сочувствие массам, эти фигуры — их трудно назвать иначе, как соглашателями,— оказывались последней ставкой гибнущего режима. Не явился исключением в этом смысле и Иран.