Рост мечетей в Египте

Рост мечетей в Египте

В стране за садатовское время возникло множество так называемых «частных» культовых зданий, иначе – простонародных мечетей (масджид ахлия). Кирк Битти в своей подробной истории Египта периода Садата, на которую мы уже ссылались, называет следующие причины, вызвавшие рост числа мечетей. По его мнению, главную роль сыграли, с одной стороны, рост численности населения и, значит, верующих, с другой, – отсутствие законодательных ограничений на постройку новых молельных мест для мусульман. (Что касается церквей, то положение здесь обратное). Между тем новые общины, формировавшиеся вокруг новых мечетей, власти не успевали брать под свой контроль, так как не могли направить в них достаточное число образованных муфтиев – их просто не хватало, ведь в 1950-е и 60-е годы богословскую подготовку получала весьма небольшая часть молодежи. Теперь же тысячи мечетей были построены теми, кто независим от контролируемых государством религиозных структур.

Таблица 1

Рост числа мечетей в Египте после революции 1952 года

Год
учета

Общее число мечетей

Мечети,
находящиеся в ведении
Министерства вакфов*

Мечети
с назначенными
властями муфтиями

1952

15 800

1 706

85%

1962

17 224

3 006

71%

1975

28 738

5 163

47%

1979

34 000

5 600

45%

* Министерство вакфов (визарат аль-аукаф) выполняет функции ведомства религиозных дел.

Члены Арабского социалистического союза стали обращаться друг к другу «хагг»: так звучит на египетском наречии «хаджи» имя рек (то есть тот, кто совершил паломничество в Мекку), вместо прежнего «рафик» (товарищ) – обращения, принятого в АСС эпохи Али Сабри. Кабинеты государственных чиновников, не исключая кабинеты в органах госбезопасности, занятых слежкой за мусульманскими диссидентами, теперь украшали томики Корана. В целом правление Садата, отличавшееся по-своему такой же импульсивностью, как и правление Насера, способствовало возрождению исламского движения, что привело к укреплению политического ислама, реабилитации «Братьев-мусульман», а также – к возникновению на периферии этого движения сети вооруженных исламских группировок.

После постепенного освобождения арестованных «братьев-мусульман» из тюрем в первой половине 1970-х годов их ассоциация смогла вновь консолидироваться и обрести влияние. Этому способствовали складывающиеся настроения в обществе, которое было глубоко травмировано унизительным поражением в шестидневной войне, а с другой стороны, что совпало по времени и по существу, испытало разочарование в «социалистическом эксперименте» и в светской идеологии арабского единства, которые были стержневыми для деятельности Гамаля Абдель Насера и его сторонников. Причем подобное разочарование и растерянность испытывала образованная молодежь в разных арабских странах, где исходным очагом исламизма стали не трущобы, а светские университеты (Коммент. 12). Но при этом египетские «Братья-мусульмане», пережившие всевозможные репрессии, узнавшие на себе, что такое пытки и тюрьмы, выбрали стратегию постепенного ненасильственного изменения системы изнутри.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: