Социальные и мировоззренческие различия между представителями этих четырех течений были столь значительными, что их совместная деятельность становилась невозможной; и король, как уже отмечалось выше, мог благополучно править в окружении своих британских советников.
Примечательно, что в первую половину ХХ века многие египетские политические движения отличала склонность к спонтанной террористической деятельности, к составлению заговоров в узком кругу с целью покушения на жизнь местных и иностранных деятелей. В этой связи можно указать на премьера Бутроса Гали, погибшего в 1910 году от руки члена тайного патриотического общества, на убитого в 1924 году главнокомандующего египетской армией англичанина Ли Стэка, а также на лидеров партии Вафд, которые в 1940-е годы, даже по окончании мировой войны, не раз становились объектом покушений в наказание за их симпатии к Союзникам и компромиссы с британскими хозяевами страны. Что касается тайных антиправительственных группировок внутри армии, и «Свободные офицеры» Насера в этом смысле – не исключение, то их участники в той или иной степени разделяли взгляды политиков самого разного толка, а некоторые имели с ними неформальные связи.
Всю эту картину решительно изменила арабо-израильская война 1948 года, которая пошатнула трон, породив массовое недовольство «продажной верхушкой» и подтолкнула разношерстное политическое общество к объединению. Но январские события 1952 года, начавшиеся (на фоне демонстраций) с поджогов в Каире, которые Анвар Абдель Малек в свое время назвал «сорванной революцией», а затем разгон парламента, кабинетная чехарда и наступивший паралич политической жизни – в своей совокупности предопределили выход на первый план неожиданного игрока: «рассерженного» поколения тридцатилетних молодых людей в армейском мундире.
Известно, что вскоре после военного переворота 1952 года все политические партии, включая наиболее влиятельную ранее партию Вафд, были распущены, начался поиск путей для создания единой партии или «надпартийной организации», призванной заполнить создавшийся вакуум. Сначала появилась партия-эрзац переходного периода – Организация освобождения (1953–1956 гг.), ее сменил Национальный союз, в свою очередь, ликвидированный в ноябре 1961 года за враждебное отношение многих его членов к «социалистическим декретам» – законам о национализации предприятий, принадлежавших местному капиталу. Одни участники Национального союза не приняли эти декреты по социальным и политическим соображениям. Другие – из-за недовольства тем, что Насер единолично принимал такие решения, готовил их в тайне и скреплял только своей подписью.