Каким же образом основной закон и процесс конституционного развития после свержения монархии закрепляли место президентской власти в политической системе? В эпоху Насера было принято несколько нормативно-правовых актов конституционного характера. Положения первой временной конституции (Конституционной декларации), принятой в 1953 году, официально предоставляли «Лидеру революции» право предпринимать любые меры в целях защиты ее завоеваний. Имелся в виду Насер, который являлся фактическим главой Совета революционного командования, а формально – заместителем Нагиба, председателя СРК, и лишь с 17 апреля 1954 года занял пост премьер-министра, одновременно став военным губернатором Египта.
Согласно второй временной конституции, принятой 23 июня 1956 года, в стране устанавливался однопартийный режим и президент возглавил единственную партию Национальный союз, которая получила полномочие предлагать кандидатов на выборах в Национальное собрание, то есть фактически – назначать состав парламента[17]. Кроме того, конституция (статьи 157–159), дополненная в этой части рядом специальных законов от 1960 года, касающихся системы местного управления, предусматривала создание муниципальных советов; при этом назначение губернаторов провинций (мухафаз) и мэров городов делегировалось президенту, а назначение глав сельских советов – губернаторам провинций. Как следствие, административная реформа, направленная на децентрализацию и придание известной автономии местным органам власти, выстраивала вместе с тем жесткую систему контроля над социальной и всеми другими видами деятельности руководителей местной администрации – от мэра крупного города до старосты деревни. Президент был облечен правом распустить муниципальный совет любого уровня[18].
Заметим, что уже в тексте конституции 1956 года была предусмотрена процедура избрания главы Республики Египет референдумом, а не прямым всеобщим голосованием, и это закрепило авторитарный характер президентской власти. В том же духе были составлены последующие варианты конституции Объединенной Арабской Республики (ОАР), а также ее основополагающие документы идеологического и конституционного характера – «Национальная хартия» 1962 года и «Программа 30 марта» 1968 года.