Государственные предприятия Египта

Государственные предприятия Египта

Государственные предприятия к началу 1980-х годов выпускали около 70% промышленной продукции, производя (как и до сих пор) всю электроэнергию, контролируя на 98% добычу полезных ископаемых, в том числе разработку топливных ресурсов. Устойчивое преобладание госсектора в несельскохозяйственной сфере экономики Египта объясняется и тем обстоятельством, что иностранный капитал, поощряемый новыми законами, был склонен к вложениям именно в государственные предприятия, лучше подготовленные к сотрудничеству технологически и организационно. И наконец, госсектор контролировал самые выгодные сегменты хозяйства. Подводя итоги инфитаха, египетские специалисты с разочарованием отмечают, что не только приоритетной, но фактически и единственной отраслью промышленности, заинтересовавшей крупных иностранных инвесторов, оказалась нефтяная индустрия.

Как результат, не удалось обеспечить диверсификацию и облагораживание экспорта, в структуре которого традиционно лидирующее место египетского хлопка заняла нефть. Если в 1970 году выручка от продажи нефти на внешних рынках еще составляла менее 5% стоимости товарного экспорта, то в 1985 году на ее долю падало 68% (против 11,5%, приходившихся на хлопок, и 5% – на прочее сырье). В нефтегазовом хозяйстве, куда зарубежные инвесторы привлекались с 1973 г. по соглашениям о разделе продукции, стала действовать целая группа представителей Международного нефтяного картеля и крупнейших независимых, в том числе американских, корпораций. К середине восьмидесятых примерно три четверти египетской нефти и 65% природного газа добывались при участии американских подрядчиков.

Основным западным инвестором и кредитором в 1970-е годы становятся Соединенные Штаты. На их долю к концу десятилетия приходилось около 40% всех займов и субсидий, полученных Египтом от индустриально развитых стран на двусторонней и многосторонней основе. Все возрастающую роль приобретала безвозмездная американская помощь (также и в военной сфере), по масштабам которой Египет до сих пор превосходит все страны мира, кроме Израиля. Всего за период 1975–2000 годов по программе американской экономической помощи в АРЕ поступило 24,5 млрд. долл., по линии военной – 27,3 млрд.

Не вдаваясь в детали, отметим, что концепция открытой экономики была сопряжена во внешней политике с выбором Садата в пользу сближения с Западом, прежде всего с США. Дотоле тесное взаимодействие АРЕ со странами восточного блока постепенно нарушалось – вплоть до денонсации (в 1976 году) советско-египетского Договора о дружбе и сотрудничестве.

В этом заключался наиболее решительный пересмотр внешнеполитической стратегии Насера, предпочитавшего балансировать между интересами супердержав в биполярном мире и поддерживать движение неприсоединения, одним из инициаторов которого Египет в свое время выступил. Вместе с тем в своей политической риторике Садат избегал привычного раньше разделения ближневосточных режимов на «прогрессивные» и «консервативные», или «реакционные», преследуя в отношениях со всеми, как он говорил, «арабскими братьями» чисто прагматические цели. Расчетом на приток арабских нефтедолларов пришлось, однако, пожертвовать, когда правительство Садата пошло на подписание Кэмп-Дэвидских соглашений и сепаратный мир с Израилем. В марте 1979 года Египет был временно исключен из Лиги арабских государств, члены которой разорвали с Каиром дипломатические отношения и прекратили официальную финансовую помощь. Бойкот все же не сопровождался требованиями о репатриации египетских рабочих.

Трудовая эмиграция в соседние арабские страны, в основном – в государства Залива, быстро перевалившая за миллионный порог, стала одним из важных компонентов экономического роста. На рубеже семидесятых – восьмидесятых суммарный размер денежных переводов от рабочих-эмигрантов составил свыше 2 млрд. долларов ежегодно. Этот фактор вкупе с появлением у АРЕ других относительно новых источников валютных поступлений (доходы от добычи и экспорта нефти, возобновление эксплуатации реконструированного Суэцкого канала, иностранный туризм) позволил увеличить норму накопления с 13 до 25% валового внутреннего продукта и выйти на его расширенное воспроизводство: в среднем 8% ежегодно в 1975–81 годах.

В отдельных отраслях хозяйства вклад частного сектора заметно увеличился (особенно – в инфраструктуре, посреднической сфере, туристическом бизнесе). Продолжалась капиталистическая интенсификация сельского хозяйства, применительно к которому большое значение имели принятые в 1975 году поправки к закону об аграрной реформе. Они повышали ставку земельного налога и позволяли землевладельцу сгонять арендатора с земли в случае двухмесячной просрочки арендной платы. Одновременно упразднялись местные комитеты по земельным конфликтам, специально созданные в 1960-х годах для защиты крестьянских интересов. Соответствующие вопросы делегировались в компетенцию обычного суда. Наконец, был снят секвестр с ряда крупных землевладений, когда-то наложенный по политическим мотивам, что знаменовало собой примирение Садата с представителями или потомками старой земельной аристократии (она же – финансово-промышленная олигархия дореволюционного периода), интересы которой были в первую очередь ущемлены всеми начинаниями властей после переворота «Свободных офицеров».

Важным элементом египетской либерализации 1970-х годов было расширение диапазона политической активности законодательной ветви власти. Имели место реабилитация почти ста «реакционных юристов», восстановление относительной независимости судебных органов. Началось – хотя и с отступлениями – движение в сторону многопартийной системы (подробнее см. в главе второй). Установленный при Насере однопартийный режим уже не соответствовал меняющейся экономической реальности и был реформирован сверху. На базе политических платформ («трибун») внутри ранее единственной партии Арабский социалистический союз (АСС) были образованы три новые организации, по классической схеме: центр, правое крыло и левое крыло. С ноября 1976 г. они получили легальный статус и были зарегистрированы как партии. В 1979 году прошли парламентские выборы, и у политических партий появились фракции в Народном собрании.

Правящая Национально-демократическая партия (НДП), контролируемая президентом, получила 92% мест в парламенте. Таким образом, частичная либерализация в экономике и политике при Садате на самом деле сопровождалась укреплением института президентской власти. Важнейшие решения главы государства проводились, как правило, через референдумы, получая поддержку в «четыре девятки», то есть положительный показатель голосования, стремящийся к 99,99%. Однако в обществе назревали конфликты, подогреваемые ростом безработицы и расширением люмпенизированной массы населения. Еще в январе 1977 года по городам прокатились демонстрации с требованием отменить принятое (под давлением МВФ) решение правительства вдвое сократить дотации для поддержания твердых цен на товары первой необходимости: хлеб, сахар, топливо, простые ткани. На подавление демонстрантов, выдвигавших, в том числе, насеристские лозунги, власти бросили войска безопасности и армейские части; но правительство было вынуждено отступить и взяло назад распоряжение об отмене субсидий.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: