Оман и его топливо

Оман и его топливо

Главной экспортной статьей Омана было и остается топливо, на которое стабильно, на всем протяжении рассматриваемого периода, приходилось около 80% стоимости экспорта (см. табл. 3). Вместе с тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что доля сырой нефти в «топливной» составляющей постоянно сокращалась при одновременном росте удельного веса нефтепродуктов, газа и их производных, отражая тем самым успехи страны в сфере диверсификации «нефтяной» отрасли страны. Стала также повышаться роль в оманском экспорте химических товаров, стоимость вывоза которых в 1998 г. превысила 60 млн. долл.

Впечатляющих успехов достигла страна в экспорте продовольствия, стоимость вывоза которого возросла за 1972-1998 гг. почти в 120 раз, что было связано с бесспорными успехами Омана, вложившего немалые средства в перестройку и модернизацию сельского хозяйства и, особенно, рыболовства, продукция которых находит широкий сбыт в соседних государствах.

Резко выросла стоимость экспорта по статье «готовые изделия», что стало следствием ввода в строй новых цементных заводов, медеплавильных предприятий, сборочных фабрик и заводов различного профиля, продукция которых стала поступать на экспорт.

Особого внимания заслуживает экспорт Оманом оборудования, включая транспортное. Феномен заключался в том, что страна, не имевшая в тот момент современного машино- и станкостроения, экспортировала тем не менее различное оборудование и технику, стоимость которых в конце 90-х годов приближалась к 400 млн. долл. в год. Дело в том, что Оман, впрочем, как и некоторые другие нефтедобывающие государства Аравийского полуострова, достаточно часто заменял на своих предприятиях станки, приборы и оборудование на более современные, а морально устаревшие, но еще не выработавшие свой ресурс, перепродавал другим странам. Кроме того, некоторые социальные прослойки местного населения Омана, уже привыкшие, под влиянием «демонстрационного эффекта», к высоким стандартам потребления, нередко заменяли свои легковые автомобили на более современные. Автомашины же 3-5-летней давности охотно раскупались иностранцами, работавшими в Омане, и вывозились ими (по мере завершения контрактов) из страны, что и находило свое отражение в статистике.

Стремительным был рост импортного компонента в экономике султаната, который, встав на путь создания практически на пустом месте современного национального хозяйственного механизма, столкнулся, естественно, с проблемой отсутствия необходимых для этого оборудования и машин. Импорт сложных и дорогостоящих машин и механизмов неизбежно повлек серьезное удорожание всего импорта, поскольку на их покупки в разные годы приходилось от 30 до 45% стоимости совокупного импорта страны.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

*


Thanks: