Приватизация в Омане

Приватизация в Омане

Успех приватизации и придание оманской экономике иного правового статуса могут остаться под большим сомнением даже в том случае, если будут приняты решения в пользу широкой приватизации. Дело в том, что при опоре только лишь на государственные инвестиции и частные накопления добиться подъема экономики не представляется возможным. Особенно в тех масштабах, которые помогут преодолеть падение макроэкономических показателей и создать задел на будущее. Во всяком случае, план развития на 1996-2000 гг. был ориентирован на поиск средств для компенсации потерь от приватизации и от снижения объемов нефтяного экспорта. Однако очевидно, что любых мер, обеспечиваемых за счет внутренних ресурсов, будет недостаточно, и потребуются крупные внешние источники, чтобы восполнить нехватку финансовых средств, особенно на тот период, пока приватизированные предприятия, если эта программа наберет ход, преодолеют необходимый первоначальный спад в хозяйственной активности. Но при этом, понятно, не стоит преувеличивать значение плодов приватизации и ее возможного влияния на финансовое положение страны, если смена собственников произойдет только на малозначащих предприятиях и объектах.

Поэтому Оман делает упор на изыскание источников внешнего финансирования программ развития, хотя может быть логичнее в таких обстоятельствах вести речь о программах стабилизации. Не случайно, еще в конце 1994 г. правительство пересмотрело закон об инвестициях в сторону его либерализации и подняло долю иностранных капиталовложений с 49% до 65%. Более того, отныне при определенных условиях в Омане разрешено иностранным гражданам владеть собственностью.

Фактически, учитывая небольшие размеры оманского рынка, подобные меры едва ли могут активизировать нужный Оману рост интереса иностранных инвесторов. Тем более, что султанат должен преодолеть в качестве важного условия успеха, бюрократические препоны на путях западного капитала в страну, устранить дефицит накоплений в госсекторе, снизить государственное потребление, ликвидировать монопольное положение на рынке ряда структур, устранить двойной стандарт в налогообложении, при котором с иностранных фирм взимаются бóльшие налоги, чем с оманских и т.п., то есть осуществить целый ряд регулярных мер, которые выдвигаются Всемирным банком и МВФ в качестве обязательного условия реформирования экономики на базе рыночных принципов.

Несмотря на столь большие препятствия, которые предстоит преодолеть, в Омане считают, что «долгосрочная стратегия диверсификации источников формирования национального дохода в процессе сбалансированного роста разных отраслей хозяйства оказалась успешной». Отмечается, что «в рамках этой стратегии были реализованы крупные промышленные объекты, созданы значимые инфраструктурные предприятия, в целом обеспечены экономическая и социальная стабильность. Эти факторы в существенной степени позволили за три истекших десятилетия модернизировать экономику, добиться серьезной структурной перестройки воспроизводственного механизма и заметным образом увеличить национальный экспорт».

При всем этом экономическое благополучие Омана продолжает зависеть от нефти. Недавний рост цен на нее позволил сразу взять под контроль финансовую ситуацию в стране и заметно сократить бюджетный дефицит, т.е. добиться результатов, к которым не могла привести вся проведенная до этого перестройка.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

*


Thanks: