Государственные расходы, которые должны в целом возрасти за период 1996-2000 гг., являлись в основном текущими расходами, направленными на поддержание национальной безопасности, устранение внутренних и внешних угроз, содержание управленческого аппарата. По существу, оборона, безопасность и гражданская администрация по сей день являются тремя основными сферами, где потребляются приходные средства государственного бюджета. Сокращение расходов на содержание учреждений государственного сектора в Омане рассматривается как мера политически неприемлемая, что обеспечивает стабильность расходов по этой части (см. табл. 1).
Из данных таблицы 1 следует, что расходы на эти цели постоянно составляли во второй половине 90-х годов 53-55% расходной части ежегодных бюджетов страны, значительно опережая показатели других расходных статей.
Совокупные государственные и частные инвестиции предполагалось увеличить на 87% по сравнению с показателями четвертого пятилетнего плана. При этом доля государства в этих капиталовложениях должна была снизиться с 60% по предшествовавшему плану до 47% в текущем.
Таблица 1.
Расходная часть бюджета Султаната Оман в 1995-1997 гг.
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
||||
Статья бюджета |
млн. риалов |
% |
млн. риалов |
% |
млн. риалов |
% |
Всего |
1971,2 |
100 |
1879,4 |
100 |
1848,0 |
100 |
Гражданская администрация |
187,7 |
9,5 |
145,7 |
7,8 |
164,1 |
8,9 |
Оборона |
683,3 |
34,7 |
653,7 |
34,8 |
668,9 |
36,2 |
Поддержание общественного |
||||||
порядка |
116,1 |
5,9 |
103,6 |
5,5 |
107,9 |
5,8 |
Образование |
253,3 |
12,9 |
254,9 |
13,6 |
269,8 |
14,6 |
Здравоохранение |
124,5 |
6,3 |
134,4 |
7,2 |
129,9 |
7,0 |
Социальная безопасность |
62,2 |
3,2 |
98,1 |
5,2 |
79,0 |
4,3 |
Жилищное строительство |
||||||
и коммуны |
157,8 |
8,0 |
138,7 |
7,4 |
125,1 |
6,8 |
Культура, религия и рекреация |
46,4 |
2,4 |
41,6 |
2,2 |
35,7 |
1,9 |
Экономика и услуги |
226,2 |
11,5 |
187,5 |
10,0 |
161,6 |
8,7 |
в том числе: |
||||||
энергетика |
131,5 |
6,7 |
113,4 |
6,0 |
81,5 |
4,4 |
с/х, лесное хоз-во и рыболовство |
30,7 |
1,6 |
31,2 |
1,7 |
26,6 |
1,4 |
горнодобывающая пром-ность, | ||||||
обрабатывающая пром-ность | ||||||
и строительство |
5,0 |
0,3 |
3,2 |
0,2 |
3,7 |
0,2 |
транспорт и связь |
36,7 |
1,9 |
23,0 |
1,2 |
33,3 |
1,8 |
другие отрасли и услуги |
22,3 |
1,1 |
16,7 |
0,9 |
16,5 |
0,9 |
Инвестиции |
115,7 |
5,9 |
121,2 |
6,5 |
106,0 |
5,7 |
Разработчики последней оманской пятилетки исходили из того, что внешнеторговый баланс страны будет сведен с профицитом, который должен составить 3,3 млн. риалов, что в погодовом пересчете обеспечит средний рост в 4,4%. Эти цифры могут рассматриваться как результат ежегодного роста экспорта товаров в размере 3,9% и увеличения импорта товаров темпами, составляющими 3,7% в год. Товарный импорт относительно сократился вследствие снижения объемов государственного потребления. Дефицит баланса текущих внешних операций может предположительно достичь 3,3 млн. риалов в ходе осуществления плана. При этом имеется ввиду финансировать этот дефицит, используя иностранные инвестиции. Большая часть этого дефицита формируется за счет выплат процентов по займам, связанным с реализацией проекта по сжижению природного газа, осуществлением приватизационных программ и за счет оплаты растущих размеров импортируемой рабочей силы, возрастающей на 8,3% в связи с необходимостью добиться ускоренной диверсификации оманской экономики к концу текущей пятилетки.