В июле 1981 г. султан заключил с Вашингтоном новое соглашение, предусматривавшее расширение сотрудничества в военной области. Оманские власти дали согласие на увеличение количества размещаемых на их территории американских военных самолетов и другой боевой техники, а также на строительство канала между Персидским и Оманским заливами для прохода судов и боевых кораблей в случае закрытия Ормузского пролива.
К 1985 г. Вашингтон израсходовал на реконструкцию четырех военных баз – в Эс-Сибе, Тамриде, Касабе и на о-ве Масира – около 300 млн. долл. Были модернизированы аэродромы, сооружены ангары и складские помещения для топлива и боеприпасов. При этом значительная часть средств пошла на оснащение базы на Масире, где издавна существовал английский наблюдательный пост на пути в Индию.
В рамках военного сотрудничества на территории султаната было проведено несколько совместных учений под кодовыми названиями «Брайт стар», «Джейд тайгер» и «Бикон флэш». Таким образом, Оман наряду с Египтом и Сомали превратился в потенциальный плацдарм для американских «сил быстрого развертывания», созданных Пентагоном специально для осуществления операций в нефтеносных районах Ближнего и Среднего Востока.
Развивая сотрудничество с США, султанат продолжал поддерживать тесные отношения с Англией. В 1976 г. английское правительство, заявившее о прекращении использования военно-воздушных баз в Саляле и на о-ве Масира, согласилось поставить для оманской армии некоторые виды современного вооружения, включая истребители-бомбардировщики «Ягуар», ракеты класса «земля-земля», гаубицы, быстроходные патрульные катера, вертолеты. Все наиболее ответственные должности в вооруженных силах султаната по-прежнему занимали британцы. На службе у султана в то время состояло 100 офицеров, специально откомандированных из английских вооруженных сил, и еще 550 англичан служили в оманской армии по частным контрактам; в середине 80-х годов их число достигло одной тысячи человек. В августе 1980 г. в Лондоне было подписано англо-оманское соглашение о поставках султанату истребителей-бомбардировщи-ков, зенитно-ракетных комплексов и других видов вооружений на сумму свыше 300 млн. долл.
Важное место во внешней политике Омана занимают проблемы Ближнего Востока и Персидского залива. Оманские власти декларируют свою приверженность арабскому единству, поддержали общеарабскую платформу ближневосточного урегулирования, принятую в 1982 г. в Фесе. Оман осуждает агрессивную политику Израиля, возлагая на Тель-Авив ответственность за сохраняющуюся напряженность и неурегулированность на Ближнем Востоке. Он осудил агрессию Израиля в Ливане в 1982 г. и требовал полного вывода израильских войск из этой страны.
Вместе с тем ближневосточная политика Омана заметно отличалась даже от его соседей по Аравийскому полуострову.