Оман при жизни Мухаммада

Оман при жизни Мухаммада

Оман может быть отнесен к числу стран, воспринявших ислам еще при жизни Пророка Мухаммада. Его посланник Амр ибн аль-Ас в 630 г. встретился с джуляндами Абдом и Джайфаром и добился их согласия принять новую веру. Арабские шейхи поддержали это решение, увидев в новой религии мощное средство консолидации местной общины, которая существовала в сложных условиях, связанных с угрозами общине и требовавших сложения сил. Ислам идеально отвечал возникшей общественной необходимости и был использован как средство сплочения арабского населения для выступления против персов. Когда эти последние отказались следовать примеру арабов, Рустак, бывший оплотом персов, подвергся нападению и разрушению, а несговорчивые правители были убиты. Этот пример оказался чрезвычайно убедительным для остальных персов, расположившихся в других районах страны. И когда арабы двинулись на их покорение, то сопротивления не последовало, и в обмен на обещание безопасного прохода сасанидские войска и власти проследовали в Иран, а Оман с того времени стал полностью исламским и арабским.

Оманские племена усвоили ибадитское учение в конце VII или начале VIII века. Находясь вдали от Омейядского халифата с центром в Дамаске, Оман служил идеальным убежищем для своего рода политических беженцев, вероотступников, носителей религиозной крамолы. Более всего он пользовался популярностью у хариджитов, которые активно осваивали его территорию страны. Удаленность от центральной власти, помимо преимуществ для гонимых, создавала трудности для местного населения тем, что оно практически перманентно было втянуто в межплеменные схватки, связанные, как правило, преимущественно с борьбой за выживание и за передел владений.

Беспрестанная междоусобица подрывала авторитет Дамаска и добропорядочность Омейядского халифата, славившегося покровительством искусств, культуры и не терпевшего распрей, происходивших без его ведома. Поэтому в 697 г. омейядский губернатор Ирака Аль-Хаджадж ибн Юсиф послал войска в Оман, которые потерпели поражение. При вторичной попытке навести порядок в стране уже была одержана полная победа над джуляндами-предводителями, которые были вытеснены в Восточную Африку. Тем не менее возвращение власти Омейядов в Омане было в большой мере эфемерным в силу недостатка сил для удержания под контролем больших территорий и неодолимого свободолюбия местных обитателей гор и вади. По этим причинам в Омане был фактически сохранен статус-кво при формальном присутствии халифских войск. Ибадитский прозелитизм не был искоренен, вооруженные столкновения между племенами продолжали оставаться нормой общественной жизни и первостепенным политическим инструментом при решении вопросов взаимодействия племен. Таким образом, возможности возвращения Омана в лоно добропорядочного Дамаска оказались крайне невелики, в связи с чем было принято решение превратить Оман в место ссылки и изгнания неугодных персон, в первую очередь ибадитского толка. После смерти Аль-Хаджаджа сторонники ибадизма обрели контроль над Ираком, что привело к новому отдалению Омана от центральной власти и дало возможность джуляндам восстановить свое положение и авторитет в этой стране. Распространение ибадизма среди оманских племен служило дополнительным стимулом для борьбы с Омейядским халифатом, которая подпитывалась неприязнью к нему и со стороны оманцев йеменского происхождения. И те, и другие объединяли свои усилия, чтобы отстоять самобытность Омана, свое право на жизнь по собственным представлениям и в соответствии с признаваемыми ими религиозными канонами.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

*


Thanks: