Религиозные лидеры Ирана

Религиозные лидеры Ирана

Религиозные лидеры широко использовали находив­шуюся в их распоряжении технику. Выступления и по­слания имама записывались па пленку и потом прослу­шивались; десятки тысяч священнослужителей и их по­мощников при организации демонстраций и шествий пользовались мегафонамиусилителями, которых у них было видимоневидимо, словно мегафопусилптель яв­лялся частью их обычного снаряжения. Иранская рево­люция — революция массовая, яростная, неудержимая. Но она также революция организованная. Иначе полити­ческому руководству не удалось бы столь эффективно затормозить ее. Эта революция была одновременно и яростной, массовой, и руководимой, контролируемой. Единственное, хотя и чрезвычайно важное, исключение составили дни с 9 по 12 февраля 1979 г.; но и здесь сле­дует учесть, что, хотя массы в те дни фактически вы­шли изпод контроля духовенства, они, как это следует из их лозунгов и из их поведения в целом тогда, совершен­но не сомневались в полном соответствии их действий указаниям духовенства. Одно из проявлений политиче­ской зоркости Хомейни как раз состояло в отсутствии с его стороны попыток мешать восстанию, начавшемуся без его участия. Это также в большой степени способст­вовало тому, что власть в результате восстания сразу же перешла к Хомейни.

Иранская революция пробудила к жизни политиче­скую самодеятельность масс. В ходе революции, особен­но в январе — феврале 1979 г., бурно возникали массо­вые организации, и при этом далеко не все они находи­лись под непосредственным контролем духовенства. По­являвшиеся под разными названиями комитеты охраны общественного порядка в основном действовала под контролем местных мулл; то же следует сказать о «му­сульманских кооперативах», «мусульманских центрах снабжения», создававшихся во многих городах, в том числе и в Тегеране. Но имелись многочисленные органи­зации интеллигенции — преподавателей и студентов уни­верситетов, журналистов и писателей, врачей и аптека­рей и т. д. В ходе революции рабочие разгоняли «рабо­лепные профсоюзы» и создавали свои, становившиеся подлинными органами классовой борьбы; рабочие стре­мились организовать профсоюзное движение в отрасле­вом и межотраслевом масштабах, а затем и в масштабе всего Ирана. Возникали и формы рабочего самоуправле­ния, когда рабочие брали под свой контроль целые круп­ные предприятия. Все это двигало революцию вперед, придавало ей еще больший размах. Недаром сразу после победы революции революционнодемократические силы стали призывать массы развивать свою политическую самодеятельность, самоуправление. Духовенство же вся­чески препятствовало этому, ибо понимало, что может удержать ход событий под своим контролем только в том случае, если организации масс будут действовать в тесном контакте с муллами. Так получилось с воору­женными отрядами, которые вскоре после февральскою переворота были почти все или рассеяны, или загнаны в подполье, или обезоружены, или втянуты в контролиру­емый духовенством «корпус стражей исламской револю­ции».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

*


Thanks: