Антишахские организации

Антишахские организации

Следует сказать, что мусульманское духовенство осу­ществляло политическое руководство революцией разны­ми методами. Оно располагало могучей и разветвленной организацией: 180 тыс. мулл, много сот тысяч людей, об­служивающих в мечетях верующих, тысячи и десятки тысяч улемов, около тысячи мусульманских богословов высшего рапга (аятолл). Этот огромный аппарат отно­сился к Хомейни как к своему прямому руководителю, как к имаму, как к вождю всей шиитской общины. Ука­зания и директивы, поступавшие от Хомейни,— когда он был в НофльлсШато, его связывала с Тегераном спе­циальная телефонная линия — немедленно подхватыва­лись всей громадной армией священнослужителей и бук­вально в течение нескольких часов становились известны миллионам людей. Любые изменения в тактике имама немедленно находили отражение в пастрое масс.

 

К при­меру, аятолла Хомейни выступает с осуждением прави­тельства Бахтияра, но в его словах звучит надежда, что Бахтияр по собственной воле подаст в отставку; в этих условиях массы отнюдь не относятся к Бахтияру как к своему главному противнику. Затем имам назначает главу своего собственного правительства, и немедленно по стра­не прокатывается волна демонстраций, шествий и митин­гов в поддержку Базаргана и с требованием немедленной отставки Бахтияра, этого «шахского холуя». Или: Хо­мейни решает провести демонстрацию 10 декабря 1978 г. без прямых выпадов в адрес шаха, чтобы не дать воен­щине предлога разогнать или расстрелять миллионное шествие. Результат: демонстранты несут сотни лозунгом, но ни один из них в непосредственной форме не направ­лен против шаха, хотя все они но сути своей имеют аитишахский характер. А когда какаято группа   молодых людей начинает кричать: «Шах — изменник, шах — убий­ца, пусть шах уйдет!», к ней тотчас же бросается группа священнослужителей вместе с самодеятельными «силами порядка» и требует немедленно «прекратить самочинные действия». Будучи каплей в море и чувствуя на себе враждебные взгляды толпы, молодые люди немедленно замолкают. Конечно, массы парода требовали отставки Бахтияра не только выполпяя указание Хомейни, а еще и потому, что сами понимали: Бахтияр является послед­ней ставкой шахского режима. Но все же до прямого указания Хомейни массовых, бурных, охватывающих весь Иран демонстраций против Бахтияра не было.

 

Вместе с тем духовенство, особенно богословы высше­го ранга, каждый аятолла были не только вождямиорга­низаторами, действующими через аппарат, через помощ­ников, но и харизматическими вождями, пользующимися уважением и любовью масс и обращающимися непосред­ственно к ним. Одной из наиболее результативных форм политического руководства движением со стороны духо­венства были послания и обращения аятолл к правовер­ным. Особенно часто с такими обращениями кроме имама Хомейни выступали аятоллы Талегани, Ширази, Рухани. Обращения и послания содержали оценку конкретного политического момента, конкретные указания, тактиче­скую линию, оценку тех или иных политических деяте­лей. Эти документы зачитывались в мечетях, на митингах и собраниях, печатались в виде листовок, помещались в газетах.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

*


Thanks: