Порядок в Иране

Порядок в Иране

С победой февральского восстания перед духовенством встала задача консолидировать свою власть. Нужно было овладеть государственным аппаратом. С этой целью в уч­реждения или центры власти направлялись делегации «комитета Хомейни»; Базарган, действовавший по поруче­нию Хомейни, назначал руководителей тех или иных ве­домств. Вторая, не менее важная задача — увести с улиц народ и лишить его оружия; за это духовенство, при под­держке Хомейни, взялось с большим рвением. Имам, че­ловек, только что оказавший громадную моральную под­держку восставшим, потребовал прекращения насильст­венных действий, возвращения людей на рабочие места и, главное, сдачи оружия. Если до 9 февраля духовенство всемерно старалось придать революции как можно более широкий размах, если оно не осудило и даже морально поддержало восстание 9—12 февраля, начатое не им, то теперь, после победы, оно все усилия направляло на то, чтобы восстановить «спокойствие и порядок». Духовенст­ву удалось настолько эффективно затормозить широкое массовое движение, что и в дальнейшем не последовало перехода к новому этапу революции.

Между тем в стране были силы, которые полагали, что массовое движение необходимо продолжать, выдвигая все более радикальные цели. Это со всей отчетливостью видно из документов различных революционнодемократи­ческих организаций, и в частности из «программыминимум», выдвинутой организацией федаинов. Но, будучи авангардом восстания 9—12 февраля, они отнюдь не при­шли к руководству революцией. Даже когда члены рево­люционнодемократических организаций сражались на баррикадах и вели колонны повстанцев в атаки на бастио­ны шахской власти,—даже тогда духовенство могло рас­считывать, что в случае победы восстания власть окажет­ся не у когонибудь, а у него. Именно этим и объясняется

поддержка духовенством восстания, которого оно не начи­нало и не хотело, ибо имело в виду совсем другой план — план мирного прихода к власти.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

*


Thanks: